Связь между воспитанием ребенка и травмой детства

психологическая травма

Как психотерапевт, я провожу консультации для совершенно разных людей. И очень часто, чаще всего рассуждения о причинах тех или иных событий уводят нас в детские годы пациента. Почему-то впечатления и травмы детства навсегда закрепляются в памяти и становятся лейтмотивом в выборе реакций, состояний и отношения к жизни даже по прошествии десятков лет.

Что же происходит с нашим сознанием в детстве и почему мимолетное событие способно вызвать психологическую травму? Об этом будем рассуждать далее.

Как возникают психологические травмы?

Начать стоит с того, что психологическая травма относится к понятиям, которые максимально индивидуализированы. Так как все мы живем в абсолютно разных условиях, восприятие мира у каждого человека строится по собственной программе.

В детстве, когда психика находится еще на стадии формирования, очень сложно не поддаться директивам со стороны внешнего мира. Сознание не забито проблемами и задачами повседневного характера, поэтому любой эпизод, даже самый незначительный, воспринимается детьми как целое событие. Проживая каждый день в полной мере, ребенок не отвлекается на суету и беспорядочный поток мыслей — просто потому, что этими способностями он пока не овладел.

Поэтому любое слово, фраза, случайный момент жизни могут сильно повлиять на психику и оставить в памяти ребенка психологическую травму. Например, родители в разговоре с ним как бы вскользь упомянули, что все соседские дети, вообще-то, уже давно сами ходят в магазин за продуктами. Эта обыкновенная фраза может запустить у детей программу под лозунгом «я не такой хороший, как другие, поэтому любовь родителей надо заслужить». Выводы, которые заключаются где-то в подсознании, в дальнейшем определяют стиль и настроение жизни уже выросших детей.

Но не стоит опасаться, что каждое слово, которое слышит ваш ребенок, вызывает травму детства. Это возможно, только если событие вызвало эмоциональную реакцию. Такое часто бывает, когда ребенок осознает важность той или иной ситуации. К примеру, выступление на детском празднике может надолго оставить в человеке навязчивый страх публичных выступлений, если когда-то в детстве он забыл слова декламируемого стихотворения. Или другой пример, когда авторитетный взрослый обманывает или наказывает ребенка без особой причины.

Проблема заключается в том, что ум всячески старается выстроить защиту от события, записанного на подсознательном уровне как опасное. Поэтому так сложно добраться до воспоминаний, причинивших когда-то боль. Мы можем всю жизнь повиноваться какой-то директиве, напрочь забыв причину ее возникновения.

Примеры популярных детских психологических травм

детская психотравмаВсе моменты несправедливости — обида, разочарование, чувство неизбежности и неопределенности — легко могут вызвать детскую психотравму. Особенно сильное влияние оказывают взаимоотношения в семье, воспитание ребенка. Обстановка дома может настроить психику и запрограммировать определенные реакции. Опасность состоит в том, что ни ребенок, ни родители не отдают себе отчет в произошедшем.

А это значит, что детские психологические травмы мгновенно маскируются и зачастую даже не осознаются. Влияние таких травм детства будет незаметным, но постоянным. Тем сложнее решать проблему, а тем более обнаруживать ее и признаваться самому себе, что начало сегодняшней апатии или агрессивности лежит глубоко в детстве. Но бывает и наоборот.

Опасным фактором часто оказываются отношения с авторитетными для ребенка старшими. Это воспитатели, учителя, взрослые друзья, братья и сестры. Чувствуя авторитет, восхищаясь и доверяя такому человеку, дети принимают за истину все, что он делает по отношению к ним. Сказанное сгоряча или для воспитания ребенка слово может полностью сформировать его самооценку, создав иллюзию собственной бездарности и слабохарактерности. Часто дети копируют реакции и отношение родителей и взрослых. Таким образом, вместо того чтобы рисовать свою картину мира, они живут в нескольких чужих, что запутывает и обескураживает. При этом родители и сами страдают от директив и психологических травм, берущих начало в их собственном детстве.

Итак, наиболее вероятными причинами возникновения детских психологических травм чаще всего становятся:

  • моменты насилия любого характера;

  • неизлечимые болезни и смерть близких людей;

  • травмы и серьезные заболевания, надолго выбивающие из привычного ритма;

  • конфликты в семье, развод родителей;

  • обман, предательство и несправедливое отношение;

  • влияние плохо воспитанного окружения;

  • переизбыток любви от родителей и родственников;

  • слишком большая требовательность и директива родителей в соответствии с собственными желаниями и амбициями;

  • конфликт с лучшим другом;

  • конфликты в коллективе, классе и с учителями.

При этом одним из самых серьезных и мощных поводов, вызывающих детские психологические травмы, становится родительское устойчивое отношение по отношению к ребенку, определенная директива. Это те случаи, когда, опираясь на внешние признаки (а иногда и вовсе без повода), родители формируют у ребенка навязчивый страх определенных ситуаций и ложные представления о самом себе, приписывая ему различные характеристики. Примеров много, поэтому сейчас я приведу некоторые из наиболее часто встречающихся.

навязчивый страх«Я пожертвовала своей жизнью ради тебя». В этом случае родители часто сокрушаются по поводу нереализованных желаний, обвиняя ребенка в появлении на свет в неподходящее время. Далее это преобразуется в установку «я отдаю тебе все, что имею, и ничего не получаю взамен». Стоит ли упоминать, что на деле ситуация не является таковой, а все претензии живут только в голове у таких родителей?

«Другие дети успешные и положительные, а ты не дотягиваешь до их уровня». Здесь ребенку постоянно ставят в пример других, часто мифических детей, у которых много друзей, которые получают в школе только пятерки, сами ходят в магазин и ездят на автобусе. Чаще всего в основе такого рода претензий лежат неудовлетворенные амбиции родителей по поводу собственной жизни, от которой они приняли решение отказаться в пользу ребенка. Что совершенно абсурдно, но стереотипно считается нормой.

«Перестань делать то, что ты делаешь». Это распространенная реакция родителей, когда ребенок выражает свои эмоции или упорно занимается тем, что считает важным. Родители просто не находят в себе сил погрузиться в мир своего ребенка и понять причину его действий, дать ему возможность свободно выражать любые эмоции.

К сожалению, все вышеперечисленное неизбежно в социальном мире. Невозможно было бы предугадать и предупредить все возможные реакции и влияние на нас других людей и общества в целом. Поэтому высокие гуманистические цели полностью оправдывают себя даже в пределах одной семьи. Приходя домой из внешнего мира, ребенок может делиться переживаниями и эмоциями с любящими родителями, и тогда они вместе не дадут детским психотравмам влиять на жизнь и самооценку.

Источник фото: © depositphotos.com/ oneblink / ilona75 / ambrozinio